29 января 2014 г.

Органическое молоко из Углича

Органическая пищевая продукция постепенно завоевывает своих потребителей, преимущественно с высоким уровнем доходов. И ряд предприятий агропромышленного сектора России с энтузиазмом осваивают это направление. В их числе - ООО «АгриВолга» из Угличского района Ярославской области, которое успешно реализует концепцию органического производства молока и молочных продуктов.

Органическая пищевая продукция постепенно завоевывает своих потребителей, преимущественно с высоким уровнем доходов. И ряд предприятий агропромышленного сектора России с энтузиазмом осваивают это направление. В их числе - ООО «АгриВолга» из Угличского района Ярославской области, которое успешно реализует концепцию органического производства молока и молочных продуктов.

Очевидно, что использование органических технологий в сельском хозяйстве – весьма дорогое удовольствие. Ведь себестоимость любой продукции растениеводства, животноводства и продуктов ее глубокой переработки без использования органических удобрений, химикатов, пестицидов, препаратов ускорения роста и т.д. в разы превосходит затраты при традиционном производстве с применением всех современных (или доступных) достижений химической и биологической наук.

В результате органическая продукция на полках магазинов явно выделяется своей по-настоящему премиальной стоимостью. Например, молоко «Углече Поле» производства «АгриВолги» в собственных московских магазинах агрохолдинга продается по цене 122 рубля за литр, а в самом Угличе литр того же молока стоит 85 рублей. И тем не менее, коммерческий директор «АгриВолги» Сергей Ключников отмечает: «Когда молоко «Углече Поле» только поступило в продажу, покупатели, увидев цены, крутили у виска, адресуя этот жест продавцу торговой точки, однако со временем за нашей молочной продукцией в Угличе стали выстраиваться очереди». Очевидно, что жители небольшого города, где средний размер зарплаты в разы меньше московских, не просто так поменяли свои вкусовые и ценовые предпочтения в пользу органической продукции. И растущий спрос на «органику» в Москве на этом фоне уже не воспринимается чем-то из ряда вон выходящим.

Сегодня продукция «Углече Поле» реализуется в Москве и Подмосковье через сеть магазинов «Углече Поле. Органик маркет», принадлежащих «АгриВолге». А недавно органические молочные продукты из Углича поступили на полки таких крупных торговых сетей, как «Азбука Вкуса», «Алые паруса», «Глобус гурмэ», «Бахетле» и ряд других.

В чем же секрет молочной продукции «Углече Поле»? Ответ на этот вопрос мы получили, посетив сельскохозяйственные угодья «АгриВолги».

Пятизвездочный отель

Решение о реконструкции старых животноводческих ферм и строительстве новых сельскохозяйственных объектов было принято в 2007 году. Тогда же началась серьезная селекционная работа по разведению ярославской и джерсейской молочных пород коров. Причем следует особо отметить, что изначально «АгриВолга» создавалось как исключительно органическое производство в рамках одного из перспективных направлений группы компаний «Агранта». По этой причине органическая концепция лежит в основе всей организации сельскохозяйственного и пищевого бизнеса «АгриВолги».

Показательно, что в начале селекционной работы предпочтение было отдано именно отечественной ярославской породе коров, а не, например, голштино-фризской, знаменитой своими рекордными надоями. И причина веская - ярославская и джерсейские породы обладают существенно большей стойкостью по отношению к российскому переменному климату и различного рода инфекциям, что позволяет минимизировать общее количество вакцинаций по сравнению с «индустриальными» породами. Таким образом, применение ветеринарных препаратов в отношении молочного стада на «АгриВолге» весьма ограничено. И это укладывается в концепцию органического производства.

Как отмечают на предприятии, вакцинации производятся лишь в соответствии с ветеринарными регламентами, обязательными для исполнения в Российской Федерации. Более того, все молоко, получаемое от животных, прошедших курс лечения, в обязательном порядке утилизируется, пока ветеринарные препараты не будут полностью выведены из организма животного.

Самим коровам также не на что жаловаться, если бы даже они и могли это сделать. Сергей Ключников с легкой долей иронии сравнивает молочную ферму с пятизвездочным отелем. И едва ли такое сравнение является преувеличением, если речь идет о коровах, которые предположительно должны не столько наслаждаться предоставленными им условиями, сколько давать молоко. Тем не менее, летом коровы находятся в свободном выпасе на огромном пастбище, рядом с фермой. Единственное, что ограничивает их свободу при таком свободном выпасе – электропастух (специальное электрифицированное проволочное заграждение). Более того, коровы всегда содержатся без привязи, а дойка происходит на добровольной основе. Таким образом, создана имитация естественных условий содержания, обеспечивающая бесстрессовое состояние животных.

Причем коровы едят зеленую траву, растущую на земле, которая не знала химических удобрений. В зимний период коровы получают ту же траву, но уже в виде сена или силоса. Таким образом, в «АгриВолге» используются корма, 95% которых составляет сырье собственного производства (за исключением, разве что, соли, шрота и патоки). Еще один бонус в копилку недешевой «органики».

Робот-дояр

На ферме осуществляется добровольная дойка с использованием трех роботизированных доильных комплексов фирмы Delaval. Применение роботизированного доильного комплекса с точки зрения органического производства дает несколько ключевых преимуществ. Во-первых, реализуется сама по себе возможность добровольного доения, когда коровы сами выбирают наиболее комфортный для них период. Во-вторых, высочайший уровень контроля и автоматизации позволяет полностью исключить человеческие ошибки. Более того, радиочастотные метки, установленные в ошейнике коровы, идентифицируют каждое животное и соотносят с ним всю информацию о животном, необходимую для принятия управленческих решений, проведения плановых санитарных мероприятий и оперативного анализа. Более того, коровы, чье время доения не пришло, не будут допущены к дойке – автоматические ворота просто не откроются перед ними и животные не смогут занять очередь в доильное отделение. В-третьих, роботизированный комплекс на основании систем технического зрения (лазерное сканирование вымени) выполняет весь необходимый комплекс основных процессов и обязательных санитарно-гигиенических мероприятий при дойке (мойка доильных стаканов между циклами, обработка сосков, ополаскивание сосков, сцеживание молока и непосредственно доение), не говоря уже об отдельном доении каждой молочной доли. Причем робот все делает в необходимом порядке, с нечеловеческой тщательностью в соответствии с программой из цикла к циклу. Также в процессе доения осуществляется автоматический качественный анализ молока, что позволяет сразу отбраковывать сырье, например, с повышенным содержанием бактерий.

По результатам анализа молоко отсортировывается, и на упаковку или глубокую переработку попадает только полностью безопасное молоко высокого качества. Таким образом, роботизированный доильный комплекс под управлением глобальной автоматизированной системы управления ничего не забывает и никогда не ошибается. Также «робот» не знает ни усталости, ни выходных или праздников, ни тем более, что такое плохое настроение. Ведь очевидно, что сквозной учет и высочайший контроль качества на производстве – также важнейшие условие производства органических продуктов, поскольку обеспечивают необходимую прозрачность производственного процесса.

От поля до прилавка – один шаг

На молочной ферме «АгриВолги» реализован уникальный принцип непосредственного (прямого) розлива молока в потребительскую упаковку. Он заключается в следующем. Молоко, успешно прошедшее качественный анализ при роботизированном доении, направляется по трубопроводу, охлаждаемому до 2 град. С, в отдельный цех розлива, который расположен буквально в нескольких метрах от молочной фермы. В нем молоко подогревается до температуры сепарирования и происходит процесс бактофугирования, при котором устраняется механическая загрязненность и бактериальная обсемененность молока. Затем сырье поступает в дезодоратор, где из продукта удаляется привкус фермы и силоса. Для предотвращения отстоя сливок молоко подвергается гомогенизации, что позволяет получить продукт правильной консистенции. Но прежде чем в автоматическом режиме молоко будет разлито по пакетам, оно пройдет этап низкотемпературной пастеризации (69-76 град.С). Это позволяет в максимальной степени сохранить все питательные вещества и витамины. По завершении пастеризации молоко охлаждается и наконец-таки разливается в пакеты. Идеальные санитарно-гигиенические условия его сбора и контроля способствуют одновременно и высокой потребительской безопасности продукта и достаточно продолжительным срокам его хранения.

Таким образом, очевидно, что на выходе получается молоко, которое по своим потребительским качествам не имеет себе равных среди продукции промышленного происхождения. Кроме того, что не менее важно, какой жирности молоко было получено при дойке, с такой оно и разливается, что делает его отборным вдвойне.

Конечно, российские санитарные нормы имеют строгие правила по соседству пищевого производства и животноводческой фермы, тем не менее руководству агрохолдинга «АгриВолга» удалось пройти весь тернистый путь согласования такого необычного проекта и получить полное одобрение со стороны Роспотребнадзора.

На вопрос «как удалось добиться таких небывалых результатов?» Сергей Ключников поясняет: «В цехе розлива имеется принудительная вентиляция, благодаря чему в нем создается избыточное давление, и воздух извне не попадает внутрь цеха (за исключением воздуха из системы вентиляции, который неминуемо проходит через фильтры). Таким образом, все молоко до момента, пока сам потребитель не вскроет упаковку, не контактирует с воздухом».

Пока таким образом разливается в пакеты порядка 1,1 тонны отборного молока в день, что существенно меньше проектных показателей. Тем не менее уже сейчас руководство предприятия не сомневается в том, что по мере развития рынка органических продуктов спрос на отборное молоко будет стабильно расти, и цех прямой упаковки обязательно заработает на полную мощность.

Органический ассортимент

В третьем квартале 2013 года «АгриВолга» ввела в строй отдельный завод по глубокой переработке молока. Его ассортимент в настоящее время составляют такие органические молочные продукты «Углече Поле», как молоко (1%/2,5%/3,2%), кефир (1%/3,2%), сливки (10%), молоко топленое, ряженка, сметана (15 и 25%), творог (1,8%, 9% и 18%) и сливочное масло (72 и 82%).

Несмотря на то, что молоко на завод поступает с собственной молочной фермы, где оно и так проверяется сразу по нескольким параметрам, каждая его партия вновь исследуется в собственной лаборатории завода, где оцениваются органолептика, содержание белка/жира, проводится микробиологический, химический анализ (на отсутствие антибиотиков и ингибиторов). Уже затем сырье очищается, дезодорируется, пастеризуется и поступает в цех переработки.

Важная особенность производства продукции «Углече Поле»: молоко перерабатывается не позже, чем через 12-14 часов после дойки, чем вряд ли могут похвастать обычные молокозаводы.

Анализируя качество своей продукции, Сергей Ключников с гордостью констатирует: «Молоко, которое мы получаем с нашей фермы, являет собой наивысший сорт из всех существующих на молочном рынке. У нас содержание соматических клеток составляет 50-80 тыс. единиц на кубический сантиметр при норме для высшего сорта молока до 400 тыс. Наша продукция не только безопасна с точки зрения микробиологии, в ряде случае она еще и совершенно безвредна для аллергиков, которые до этого не могли употреблять массовую молочную продукцию». В условиях, когда молочная продукция стабильно дорожает, а доля фальсификата на рынке органики увеличивается, потребитель должен более внимательно и осознанно подходить к выбору продуктов питания.

В условиях, когда доверие бренду зачастую значит намного больше, чем какой-либо «зеленый лейбл» на упаковке, у продукции «АгриВолги» есть очень хорошие бизнес-перспективы.

Евгений Дряхлов

Источник: журнал "ПРОДиндустрия", №6 (58), ноябрь-декабрь 2013 года

Поделиться:


Последние новости бренда